Великопостное послание митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона

Великопостное послание митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона

Великопостное послание
Главы Башкортостанской митрополии
митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона
пастырям, диаконам, монашествующим и всем православным христианам Республики Башкортостан.

Дорогие и возлюбленные отцы, братие и сестры!

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение и лжи. Пост истинный есть и благоприятный» (стихира на Вечерне понедельника I Седмицы Великого поста).
«О, как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя, как должно! Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо» (преп. Ефрем Сирин).

Пост известен во всех религиях, но понятия о нём неодинаковые.

Святая Православная Церковь в своих песнопениях сущность поста выражает такими словами: «… будем поститься таким постом, какой принимает Бог и какой угоден Ему. Истинный пост есть удаление от зла, удержание языка, обуздание гнева, устранение похотей, осуждения, лжи и нарушения клятвы. Воздержание от всего этого и есть пост истинный и приемлемый Богом». Такое понятие о посте Святая Православная Церковь заимствовала из Священного Писания (Исаия. Гл.58, ст. 2–11).

В Новом Завете узаконил пост и освятил его Своим примером Сам Спаситель, когда после крещения провел в посте и молитве 40 дней и ночей (Мф. 4,2), а потом и нам указал, как следует поститься (Мф. 16–18). По примеру и Заповеди Спасителя постились и Его ученики — апостолы (Деян. 9,9; 10, 30).

Итак, пост необходим потому, что он есть установление Божественное. Мы, как дети Божии, должны свято исполнять все Его Заповеди, в том числе и Заповедь о посте. Нельзя считать пост подарком Богу, ради которого Бог прощает грехи постящегося или близких ему людей. Пост — лекарство против страстей; он освобождает волю человека от рабства греху и направляет ее к исполнению Заповедей Божиих.

Св. Василий Великий говорит:  «…поелику мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтобы снова войти в рай!». Вот какое огромное значение посту в деле нашего спасения придавали столпы церковные! Они говорили, что пост для всех, ищущих спасение своей души, есть великий учитель и великий помощник.

Пост учит нас довольствоваться самым необходимым, он показывает нам, что излишества в пище, питии, одежде и т. п. не только безполезны, но подчас и очень вредны как для тела, так и для души. Пост открывает человеку многие его грехи, помогает бороться с вожделениями плоти, способствует отрешению от житейских привязанностей и тем самым делает человека более способным к молитве, к размышлению о Боге и своем спасении, об исправлении своей греховной жизни; постясь, человек как бы освобождается от той греховной тяжести, которая мешает ему подняться ввысь. Такие мысли указывает само Слово Божие.

Кроме того, пост необходим и полезен для телесного нашего здравия, для правильного отправления жизни нашего тела. Обильное и излишнее питание приводит к утучнению тела со всеми вытекающими из этого болезнями. В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится: «Немногими довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкой на своем ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним. От пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни» (Сирах 37, 32–34).

Христианские подвижники и пустынники всех веков при постоянном ограничении пищи никогда не прикасались к мясу, за немногим исключением, доживали до глубокой старости, сохраняя бодрость духа. Так, св. Макарий Александрийский прожил сто лет, св. Симеон Столпник — сто три года, св. Павел Фивейский — сто тринадцать лет, св. Алипий Столпник — сто восемнадцать лет.

Святая Церковь, устанавливая посты, не имела ввиду подрывать телесное здоровье человека, а только уравновесить его питание и укрепить над ним господство духа. Здоровый человек должен поститься. Лишь тот может ослабить свой пост или освободиться от него, кто чувствует себя истощенным или больным. Но для этого обязательно необходимо благословение священника, чтобы послабление поста вменилось как лекарство.

Пост необходим еще и потому, что он есть установление не человеческое, а установление Святой Церкви на примере Спасителя и Его Заповедей. Пост телесный у православного христианина должен быть неразрывно связан с постом духовным. Воздерживаясь от излишеств в пище и питии, мы должны строго воздерживаться от всякой нечистоты и всякого зла: от гнева, злобы, мщения, клеветы, празднословия, сквернословия, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия, от хищения, мздоимства, скупости, сребролюбия, зависти, злопамятства, от суетных деланий, от дурных мыслей, от всяких обид к своим ближним. «Уклонися от зла и сотвори благо», — вот что мы должны помнить, вот чему должны всю свою жизнь следовать! И этот духовный пост мы должны на себя налагать не в какие-либо определенные дни и недели, а ВСЕГДА! Вся жизнь истинного верующего православного христианина должна быть НЕПРЕРЫВНЫМ ДУХОВНЫМ ПОДВИГОМ во славу Божию, а в посты, установленные Церковью, мы особенно должны строго проверять себя, хорошо ли соблюдаем духовный пост, убегаем ли от зла и творим ли благо?!

Таким образом, дорогие, что же от нас требуется в эти святые дни Великого поста? ПОКАЯНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ НАШЕЙ ЖИЗНИ! А это принесет нам всепрощение и дарование милостей Божиих!

Сознавая свое греховное состояние, будем взывать из глубины своих сердец: «Милостиве, помилуй мя падшего!» По древнему обычаю, вступая в дни Великого поста, испросив друг у друга прощение, с чистой душой вступим в подвиги ради спасения своей души, в чем да поможет нам Господь!

«Премудросте Наставниче, смысла Подателю, немудрых Наказателю и нищих Защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко: Ты даждь ми слово, Отчее слово, се бо устнам моим не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшего!» Помня Заповеди Спасителя нашего и имея наставления св. ап. Павла, будем в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18). «Итак… не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 21). В чем да поможет нам Всемилостивый Господь молитвами Богородицы и всех святых! Аминь!

 

Божией милостию
НИКОН,
митрополит Уфимский и Стерлитамакский,
Глава Башкортостанской митрополии
Русской Православной Церкви (МП)

Великий пост 2017 г.
в богоспасаемом граде Уфе